среда, 29 марта 2017 г.

Развитие исследовательских компетенций учащихся старших классов в условиях обновления образования.

Симонова Н.Н.
учитель экономики
КГУ «Общеобразовательная школа№2»
акимата г. Усть-Каменогорска


Для успешной социализации школьников экономическое образование выступает одним из эффективных средств воспитания личности, а исследовательская деятельность учащихся позволяет выявить такие качества, как самостоятельность, организованность и ответственность.
Для обеспечения современного качества образования и подготовки учащихся к их будущей деятельности в нашей школе на протяжении многих лет ведется научно-исследовательская работа со школьниками в рамках научного общества «Эврика», а также на уроках экономики и во внеурочной деятельности. Обучение путем исследования рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком, как решающий фактор развития его интеллекта и творческих способностей.
Цель. Создание условий для формирования самостоятельно мыслящих и дисциплинированных людей через организацию научно-исследовательской деятельности.
1.                      Способствовать формированию у школьников навыков постановки проблемных вопросов.
2.                      Обучить анализу своих и чужих суждений.
3.                      Сформировать исследовательские навыки логического мышления.
Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в этом потоке, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности.
Поэтому выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация научно-исследовательской деятельности на уроке. Тем более что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на то, чтобы дать навыки учащимся самостоятельной деятельности и довести ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы и позволяющей добыть новые знания.
В результате у учащихся расширяются знания по содержанию предмета, развиваются навыки получения и анализа информации, интеллектуально-логические и интеллектуально-эвристические способности. На уроках экономики в старшем звене учащиеся знакомятся со статистическими данными, по полученной информации определяется,например, уровень жизни в стране или индекс человеческого развития и т.д.
Ученики в процессе научно - исследовательской работы приобретают следующие качества: умеют самостоятельно получать необходимые знания; эффективно применяют их на практике.  Критически и творчески мыслят, находят пути преодоления трудностей. Генерируют новые идеи; грамотно работают с информацией: умеют собирать необходимые для исследования факты, анализируют их; выдвигают гипотезы решения проблем, делают необходимые обобщения, устанавливают закономерности; формулируют аргументированные выводы и находят решения; становятся коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работают над развитием интеллекта, культуры и собственной нравственности.
Форма проведения занятий:
·                       лекции
·                       консультации
·                       практикумы
·                       самостоятельные работы
·                       дебаты
·                       деловые игры
·                       социологические исследования (составление анкет, проведение опроса, обработка информации, анализ и выводы)
Результатом нашей деятельности является то, что в школе микро группы учеников ведут в своем микрорайоне исследовательскую деятельность, примерами которой являются работы, выполненные нашими учениками («Рынок молочной продукции в г. Усть-Каменогорске», «Карманные деньги для подростков», «Особенности рынка труда в г. Усть-Каменогорске  в сфере образования и здравоохранения», «Экономические отношения Казахстана между Россий и Китаем» и т.д.),
В развитии исследовательских компетенций учащихся большую роль играют компьютерные имитационные игры: «Моделирование экономики и менеджмента (МЭМ)» и «Банки в действии». Эти игры предполагают знания экономики, математики, информатики и делового английского языка (отчеты компании и по индустрии составлены на английском языке)
МЭМ - позволяет детям глубже изучить механизм рыночной экономики и выработки оптимальных стратегий поведения фирмы в условиях рыночной конкуренции. Учащиеся выполняют функции руководителей конкурирующих фирм, принимая решения по количеству производимой продукции, цене ее реализации, размеру инвестиций и величине затрат на маркетинг и научные разработки.
Игра  «Банки в действии», основана на решении вопросов, связанных с основной  деятельностью коммерческих банков и направляющей политикой национального банка. Эта игра дает возможность детям прочувствовать, как формируется политика национального банка и каким образом она влияет на депозитную и кредитную денежную массу в стране и то, как банки зарабатывают деньги.
Для системного и комплексного исследования компонентов сформированности знаний, умений и навыков, направленных на развитие интереса к исследовательской деятельности, были разработаны следующие критерии:
1.     операционный;
2.     когнитивный;
3.     личностный.
Таблица 1
Критерии сформированности знаний умений и навыков
Критерии
Показатели
Личностный
Направленность личности (система личностно и социально важных потребностей)
Интеллектуальные умения и способности (критичность, самостоятельность, аналитичность мышления)
Эмоционально-волевые и морально-этические качества личности (самостоятельность, организованность, самоконтроль)
Когнитивный
Экономическая обученность
Объем и системность знаний
Правовая и экономическая грамотность
Операционный
Сформированность экономических знаний и потребительского поведения
Реализация основ здорового и осмысленного образа жизни
Для проявления когнитивного критерия были выделены три уровня:
1.                     Высокий уровень - умение анализировать реальные ситуации, способность к исследовательской деятельности, развитое экономическое и аналитическое мышление.
2.                     Средний уровень характеризует пассивное владение знаниями и ситуативное их применение.
3.                     Низкий уровень – отсутствие у учащегося мотивации к исследовательской деятельности.
Для проявления второго критерия – операционного выделены уровни:
1.                     Высокий уровень - умения оценивать эффективность работы, выполнять расчеты и умение обрабатывать данные исследования, если необходимо, с использованием компьютера.
2.                     Средний уровень характеризуется сформированностью отдельных умений
3.                     Низкий уровень – отсутствием умений.
Критерием сформированности знаний, умений и навыков к исследовательской деятельности школьников является характеристика направленности личности:
1.     Для высокого уровня данного критерия характерны: ориентация на приобретение дополнительных знаний, выделять главные и второстепенные цели текущей деятельности, соизмерять цели и средства достижения результата деятельности.
2.     Для среднего – проявление этих качеств в знакомых ситуациях,
3.     Для низкого – эпизодическое проявление отдельных качеств или отрицание всякой необходимости применения исследуемых качеств

     Отличительной чертой развития исследовательских компетенций учащихся является ее практическая значимость. Ребята работают с интересом, исследуется местный материал.

     Учащиеся, занимаясь исследовательской деятельностью, приобретают опыт работы с информацией, что является важным показателем для развития интереса к получению и применению знаний. Что подтверждает необходимость и целесообразность проведения таких занятий. Развитие системы работы в данном аспекте  дает хорошие результаты, особенно это  полезно тем обучающимся, которые собираются  связать свою дальнейшую образовательную траекторию  с выбранным профилем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий